Пневматические шины являются одним из основных элементов
ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать
высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость
автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и снежных дорогах, улучшенные
тормозные характеристики, заданную грузоподъемность; влияют на расход топлива
и шумообразование.
В комплект камерных пневматических шин входят:
|
- покрышка;
- ездовая камера с вентилем;
- ободная лента (для грузовых шин).
Покрышка представляет собой торообразную упругую оболочку, непосредственно
воспринимающую усилия, действующие при эксплуатации автомобиля,
обеспечивает сцепление шины с дорогой. Покрышка состоит из каркаса,
брекера, протектора, боковин, бортов.
|
Каркас - основа
покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми
прослойками.
Брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная
между каркасом и протектором, предназначенная для смягчения ударных нагрузок
при движении.
Протектор - наружная резиновая беговая часть
покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая
каркас от повреждений.
Боковина - наружная резиновая деталь покрышки по
боковой поверхности, предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений.
Борт - жесткая часть покрышки, обеспечивающая ее
крепление на ободе колеса.
Автомобильная (ездовая) камера - кольцеобразная
эластичная резиновая трубка с вентилем для накачивания воздуха. Обеспечивает
упругость шины, надежное крепление покрышки на ободе колеса.
Ободная лента - профилированное эластичное кольцо,
располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса, предохраняющее
камеру от истирания во время движения автомобиля.
|
По типу конструкции различают диагональные и радиальные шины.
|
В каркасе диагональных шин нити корда каркаса и брекера в смежных
слоях перекрещиваются и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона
от 45 до 60.
В радиальных шинах нити корда в каркасе расположены по
меридиану под углом, близким к 0, а в брекерном поясе идут под углом не
менее 65, перекрещиваясь между собой в параллельных слоях. Брекер в
основном изготавливается из металлокорда.
|
Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом,
улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким
сопротивлением качению, что в сочетании с уменьшенной массой позволяет
сократить расход топлива.
По способу герметизации различают камерные и
бескамерные шины.
|
|
Камерная шина - шина, в которой воздушная полость образуется
герметизирующей камерой.
Бескамерная шина - шина, в которой герметизирующая
полость образуется покрышкой и ободом колеса за счет герметизирующего слоя
резины, обладающей повышенной газонепроницаемостью.
|
По конфигурации профиля поперечного сечения, в зависимости от
соотношения высоты профиля (H) к его ширине (В),
|
подразделяются на шины обычного профиля(1) H/B
= 0.8, широкопрофильные(2) H/B = 0.7, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные(3)
H/B = 0.6.
По эксплуатационному назначению шин рисунки протектора
имеют следующую классификацию:
- дорожный рисунок - шашки или ребра, разделенные
канавками.
Шины с дорожным рисунком предназначены для эксплуатации
преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием.
- универсальный рисунок - шашки или ребра в
центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям.
Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на
дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием.
- рисунок повышенной проходимости - высокие
грунтозацепы, разделенные выемками.
Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в
условиях бездорожья и на мягких грунтах.
- зимний рисунок - это рисунок, где выступы имеют
острые кромки.
Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на
заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами
противоскольжения.
- направленный рисунок - несимметричен
относительно радиальной плоскости колеса.
Шины с таким рисунком применяются для эксплуатации в
условиях бездорожья и на мягких грунтах.
- карьерный рисунок - массивные выступы различной
конфигурации, разделенные канавками.
|
Схема 1
Диагональные
|
|
Радиальные
|
|
шины для легковых
автомобилей
|
|
|
шины для грузовых
автомобилей
|
|
|
шины для
сельхозтехники
|
|
Расшифровка условных обозначений, наносимых на боковину
покрышки в соответствии со стандартом (схема 1):
1 - обозначение шины;
2 - торговая марка (модель шины);
3 - товарный знак и (или) наименование
фирмы-изготовителя;
4 - название страны-изготовителя на английском языке;
5 - индекс несущей способности для одинарных или для
одинарных и сдвоенных колес (таблица 1);
6 - индекс категории скорости (таблица 2);
7 - обозначение "TUBELESS" - для бескамерных
шин,
"LTUBE TYRE" - для камерных шин;
8 - обозначение
"М+S" или "M&S" -
для шин с зимним рисунком протектора,
"ALL SEASON" - для шин с всесезонным
рисунком протектора,
"REINFORCED"- для усиленных шин,
"REGROOVABLE" - для шин, имеющих
возможность углубления рисунка протектора нарезкой,
"ALL STEEL"- для
цельнометаллических шин;
9 - обозначение "RADIAL" - для шин радиальной
конструкции;
10 - индекс испытательного давления Psi (указание
давления, соответствующего максимально допускаемой нагрузке на шину kPa);
11 - знак официального утверждения Е с номером страны,
выдавшей сертификат соответствия Правилам N:30 или 54 ЕЭК ООН;
12 - обозначение стандарта (без года утверждения),
(возможен также и национальный знак соответствия шины, сертифицированной по
требованиям данного стандарта);
13 - дата изготовления, состоящая из трех цифр: две
первые указывают неделю, последняя - год изготовления;
14 - порядковый номер шины;
15 - знак направления вращения (в случае направленного
рисунка протектора);
16 - символ "TWI" или другой символ,
обозначающий место расположения индикаторов износа;
17 - штамп технического контроля;
18 - норма слойности НС или PR;
По требованию потребителя шины, предназначенные для
экспорта в США и Канаду, должны иметь дополнительные обозначения, например:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
DOT
|
V2
|
33. 85
|
30P. S. L MAX COLD INFL
|
TREAD 4 PLIES NYLON
|
1145
|
LBS
|
|
MAX LOAD
|
SIDEWALL 2 PLIES NYLON
|
1 - "DOT"
(Department of Transportation) - знак, показывающий соответствие шины
американским стандартам безопасности движения;
2 - условное обозначение кода завода-изготовителя по
стандарту США;
3 - условное обозначение кода размера шины по стандарту
США;
4 - максимальная нагрузка (в фунтах и кгс) и максимальное
давление (в фунтах/кв. дюйм и кПа) по стандарту США;
5 - применяемые материалы и число слоев в каркасе и
брекере.
Расшифровка условных обозначений, наносимых на боковину
покрышки согласно ETRO и FMVSS (схема 2):
1 - норма слойности - грузоподъемность шины. TUBELESS -
бескамерная;
2 - индексы нагрузки односкатной/двухскатной шин и
символ скорости при давлении 115 Psi;
3 - DOT - номер (согласно стандартам США);
4 - место для маркировки шин прожигом;
5 - REGROOVABLE - возможна нарезка канавок протектора;
6 - грузоподъемность шины по стандарту США FMVSS 119;
7 - предупреждение по технике безопасности при
эксплуатации и монтаже шины.
|
|
|
1. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
МОТОЦИКЛОВ И ДРУГИХ МАШИН.
Диагональные шины с отношением высоты профиля Н к его
ширине В, равным 0,88 и более, имеют дюймовое обозначение:
8,40-15,
где 8,40 - обозначение номинальной ширины профиля (в
дюймах);
15 - номинальный посадочный
диаметр обода (в дюймах).
Диагональные шины с Н/В, равным 0,82 имеют смешанное
обозначение (в миллиметрах и дюймах):
155-13/6,15-13,
где 155/6,15 - обозначение номинальной ширины профиля (в
мм/дюймах),
13 - номинальный
посадочный диаметр обода в (дюймах).
Радиальные шины имеют смешанное обозначение, буквенный
индекс R и дополнительный индекс серии, обозначающий отношение Н/В:
205/70 R 14,
где 205 - обозначение номинальной ширины профиля (в мм),
70 - серия, номинальное
соотношение высоты профиля шины к его ширине (в данном случае 70%),
R - обозначение
радиальной шины,
14 - номинальный посадочный
диаметр обода (в дюймах).
215/90-15С,
где С - индекс, означающий, что покрышка предназначена
для лёгких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и
подлежит сертификации в соответствии с Правилами N:54 ЕЭК ООН.
2. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ ДЛЯ ТРАКТОРОВ И
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН.
Диагональные обычного профиля:
11,2-20,
диагональные низкопрофильные:
16,5/70-18,
радиальные шины:
30,5R32,
где 11,2; 16,5; 30,5 - обозначение
номинальной ширины профиля (в дюймах),
20; 18; 32 -
обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах),
70 - номинальное отношение
высоты профиля к его ширине (%),
R-буквенный индекс шин
радиальной конструкции.
3. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ И ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ.
Широкопрофильные шины:
1300х530-533,
где 1300 - условный наружный диаметр (в мм),
530 - условная ширина
профиля (в мм),
533 - условный диаметр
обода (в мм).
Шины обычного профиля:
12,00-20; 12,00R20,
где 12,00 - номинальная ширина профиля (в дюймах),
20 - номинальный посадочный
диаметр обода (в дюймах),
R - буквенный индекс шин
радиальной конструкции.
Шины радиальные низкопрофильные:
315/80R22,5,
где 315 - номинальная ширина профиля (в мм),
80 - серия, отношение
высоты профиля шины к его ширине (в данном случае 80%),
22,5 - номинальный
посадочный диаметр обода (в дюймах),
R - буквенный индекс шин
радиальной конструкции.
Ряд шин имеют двойное обозначение размеров - в
миллиметрах и дюймах:
320-508Р(12,00-20),
215-381(8,25-15),
где 320; 215 -
номинальная ширина профиля покрышки, мм,
508; 381 -
обозначение номинального посадочного диаметра обода, мм
|